СПЕЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ
ОТ ОДНОГО ГОДА ДО СЕМИ ЛЕТ
С ВАМИ РАБОТАЮТ:
Воспитатели дошкольного образования:
Лянзберг Жанна Евгеньевна -
высшая квалификационная категория
Кузьменко Наталья Александровна -
высшая квалификационная категория
Помощник воспитателя:
Древило Анастасия Михайловна
Распорядок дня
в специальной группе
для слабовидящих детей
в возрасте от одного года до семи лет
Процессы жизнедеятельности |
Время |
Прием воспитанников. Индивидуальная деятельность воспитанников. Игры. Утренняя гимнастика. |
07.30-08.40 |
Подготовка к завтраку, гигиенические процедуры. Сервировка стола. Завтрак. |
08.40-09.00 |
Специально организованная деятельность: 1-е занятие; перерыв; 2-е занятие. |
09.00-09.15(20)(25) 09.15(20)(25)-09.35 09.35-09.50(55)(10.00) |
Подготовка к прогулке. Прогулка на свежем воздухе. Подвижные игры. Закаливающие мероприятия. |
10.25-12.00 |
Возвращение с прогулки. Гигиенические процедуры. Обед. Подготовка к дневному сну. |
12.00-12.50 |
Дневной сон. |
12.50-15.00 |
Постепенный подъем. Гигиенические процедуры. Закаливающие мероприятия. |
15.00-15.25 |
Игры, занятия, самостоятельная деятельность. |
15.25-16.10 |
Полдник. |
16.10-16.30 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. |
16.30-17.30 |
Игры. Индивидуальная деятельность воспитанников. Работа с родителями. Уход домой. |
17.30-18.00 |
Специально организованная деятельность
в специальной группе для слабовидящих детей
в возрасте от одного года до семи лет (1полугодие)
Дни недели |
Образовательные области |
|
От 3лет до 4 лет, от 4 до 5 лет, от 5 до 6 лет (1 подгруппа) |
От 5лет до 6 лет (2 подгруппа) |
|
Понедельник |
Изобразительное искусство (рисование) 09.00-09.15(20)(25)
|
Развитие речи (2 подгруппа) 09.00-09.25 |
Развитие речи (1 подгруппа) 09.35-09.50(55)(00)
|
Изобразительное искусство (рисование) 09.35-10.00 |
|
Физическая культура 11.30-11.45(50)(55) |
||
Вторник |
Ребенок и природа (3-4 – 0,5) 09.00-09.15(20)(25) |
Подготовка к обучению грамоте (2 подгруппа) 09.00-09.25 |
Подготовка к обучению грамоте (1 подгруппа 5-6)09.35-10.00 |
Ребенок и природа 09.35-10.00 |
|
Физическая культура 15.50-16.05(10)(15) |
||
Среда |
Ребёнок и общество 09.00-09.15(20)(25) |
ЭМП (2 подгруппа) 09.00-09.25 |
ЭМП (1 подгруппа) 09.35-09.50(55)(00) |
Ребёнок и общество 09.35-10.00 |
|
Музыкальное искусство 15.25-15.40(45)(50) |
||
Четверг |
Изобразительное искусство (лепка//аппликация/ конструирование/дизайн) 09.00-09.15(20)(25) |
Развіццё маўлення (2 подгруппа) 09.00-09.25 |
Развіццё маўлення (1 подгруппа) (3-4-2полугодие) 09.35-09.55(00) |
Изобразительное искусство (лепка//аппликация/ конструирование/дизайн) 09.35-10.00 |
|
Физическая культура 15.50-16.05(10)(15) |
||
Пятница |
Ребенок и общество(4-5,5-6) 09.00- 09.20(25)
|
ВОСПИТАННИКИ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
Физическое развитие.
Продолжается интенсивный темп физического развития. К трем годам масса тела ребенка составляет от 13,1 до 16,9 кг, рост – 91–99 см. Ребенок становится более самостоятельным, движения его – более координированными. Характерной особенностью этого возраста является потребность в разнообразных движениях, интерес и желание воспитанников их выполнять. Физические нагрузки необходимы им для полноценного развития всех систем и функций, чувственного познания окружающего мира. Однако параметры развития воспитанников, качественная характеристика и темп овладения ими разными видами движений (ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем, метанием) индивидуальны. Важным для здоровья ребенка является гармоническое соотношение показателей физического развития: роста, веса, окружности груди, двигательной активности.
Социально-нравственное и личностное развитие.
В этом возрасте происходит существенный перелом в отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности воспитанника, имеющего собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с намерениями взрослого. Это выражается в появлении стремления к самостоятельности – с одной стороны, желанием быть похожим на взрослого и подражать ему – с другой стороны. Перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к авторитету матери, отца, других членов семьи. В этом возрасте ребенок очень чувствителен к действиям окружающих людей. Он пытливо вслушивается в диалог взрослых, переводит взгляд с одного на другого. Ребенку интересны их рассуждения. Он не только следит за разговором родителей, но и пытается постичь логику их слов и действий.
Познавательное развитие.
Продолжается сенсорное развитие ребенка: он знакомится с формой, величиной, цветом, массой предметов, их признаками; соотносит свойства одних предметов со свойствами других, выделяет в них общее. Действуя с предметами, ребенок учитывает их признаки, положение в пространстве. Постепенно формируются умения сравнивать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать простейшие связи между ними. Воспитанники понимают и постепенно обозначают словом свойства и качества предметов, овладевают умением обобщать, решать наглядно-практические задачи. Внимание детей еще не устойчиво. Постепенное сосредоточение на деятельности, которой они занимаются, становится более длительным. Совершенствуются процессы запоминания и припоминания, с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова. Значительно совершенствуется память. Третий год жизни – период интенсивного развития воображения, особенно во второй половине года (2 года 6 месяцев – 3 года). Ребенок может действовать в воображаемой ситуации: например, показать, как бегает лисичка, как скачет зайчик и т. д. С развитием воображения тесно связано развитие продуктивных видов деятельности: рисование (продукт – рисунок), лепка (продукт – поделка), конструирование (продукт – постройка), игра (ролевое поведение).
Речевое развитие.
Интенсивно увеличивается активный словарь, который к трем годам составляет в среднем 1500 слов. Ребенок овладевает грамматическим строем родного языка: появляются новые падежные окончания, будущее время глагола, чаще используются прилагательные, предлоги. Овладение речью дает воспитаннику возможность использовать ее не только для обозначения предметов окружающей действительности, но и для выражения своих потребностей. Переход от называния себя в третьем лице (Катя спать) к употреблению первого, использование личного местоимения я знаменуют важнейший этап в личностном развитии ребенка – зарождение самосознания. От ситуативной речи он переходит к речи описательной. Воспитанник начинает задавать вопросы: Что это? Зачем? и др., действия сопровождает словами, репликами. Ребенок осваивает звуковую сторону речи (у него начинает развиваться речевое дыхание, слуховое восприятие, фонематический слух, формируется правильное произношение звуков родного языка). Воспитанники проявляют интерес к белорусскому языку, детским передачам на белорусском языке, понимают значение некоторых наиболее употребительных слов.
Эстетическое развитие.
Изменения происходят и в овладении рисованием, лепкой, конструированием. Усвоенное ранее ребенком черканье карандашом по бумаге начинает приобретать определенный смысл. Ребенок узнает в каракулях знакомые образы, пытается изобразить знакомые ему предметы. Появляется собственно изобразительная функция рисования. В очертаниях линий, форм, цветных пятнах ребенок начинает видеть образы, явления действительности. Продолжают формироваться разные виды музыкальной деятельности. Дети заинтересованно слушают и эмоционально воспринимают музыкальные произведения, подражают протяжным певческим интонациям взрослого, звучанию инструмента. Повышается слуховая чувствительность воспитанников, позволяющая им различать звуки по высоте, тембру. Дети овладевают умением двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки, отмечая контрастные изменения; постепенно появляется ритмичность в движениях под музыку.
ВОСПИТАННИКИ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
Физическое развитие.
На протяжении года масса тела достигает приблизительно 16,5 кг, рост – 102 см, окружность грудной клетки – 53 см. Показатели силовых возможностей приближаются к следующим величинам: у мальчиков сила правой кисти равняется примерно 3,9–7,0 кг, левой – 3,5–6,2 кг, становая сила – 13–19 кг. У девочек сила правой кисти в пределах 3,3–6,9 кг, левой – 3,2–5,6 кг, становая сила – 12–17 кг. В результате неравномерного роста головы, туловища и конечностей заметно меняются пропорции тела, происходит перемещение средней точки длины тела. Дальнейшее развитие получает мышечная система, опорно-двигательный и связочный аппарат. Однако мышечный корсет еще слаб, и легко появляются отклонения в осанке. Стопа ребенка за счет все еще плотной жировой прослойки имеет уплотненный вид. Физическая работоспособность в 4 года у мальчиков составляет примерно 109– 154 кгм/мин, у девочек – около 106–118 кгм/мин. Повышается двигательная активность ребенка – 7000–9500 движений в сутки.
Социально-нравственное и личностное развитие.
Начинается активное познание социального мира. Объектами пристального внимания воспитанников становятся человек, его деятельность, поведение, отношения. Развитие социального восприятия происходит по двум направлениям: восприятие мира взрослых и восприятие сверстников. Желание стать взрослым, говорить, как он, становится движущей силой развития ребенка. Он стремится вычленить, осознать, затем воссоздать в игре отношения, доступные его восприятию. У ребенка этого возраста активно развивается представление о себе как о члене семьи, происходит осознание родственных связей и опосредованных ими эмоционально-моральных отношений. Он радуется успехам, удачам близких, проявляет чуткость к их переживаниям, способен проявить внимание к ним. Общение со взрослым в начале четвертого года жизни еще имеет деловую мотивацию, но к концу прослеживается выраженный игровой мотив. Взаимодействие строится на предметноигровой основе. Содержание отношений определяется взаимными бытовыми и игровыми интересами при ведущей роли взрослого в начале четвертого года жизни с постепенной активизацией игровой позиции ребенка к концу года. Отмечается особенная чувствительность воспитанников к тону, настроению и отношению к себе со стороны окружающих.
Познавательное развитие.
Четвертый год жизни имеет важнейшее значение для развития чувственных форм познания. В структуре детского восприятия происходят существенные изменения. В разных видах деятельности создаются условия для активного сенсорного развития воспитанников. От опредмечивания и предэталона (овал как огурец) они переходят к овладению сенсорными эталонами, и их количество возрастает. Совершенствуются и обследовательские перцептивные действия, способствующие формированию наглядного образа при восприятии предметов. Накопление богатого сенсорного опыта воспитанников является важным условием развития образных форм психической деятельности: образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения.
Сенсорика развивается при условии: активного совершенствования всех органов чувств посредством свободных действий с природным материалом (глиной, песком, водой и др.) и простыми безопасными инструментами (деревянными брусками, пластилином, красками и др.); активного восприятия предметов в процессе практических действий; совершенствования умения ориентироваться в окружающем мире; развития мелкой моторики рук путем овладения новыми предметно-орудийными действиями (использование кисточки и др.), использования мелких предметов в игре и деятельности; формирования представлений о предметах и явлениях, их свойствах и качествах; овладения словесными описаниями действий, свойств и качеств (сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др.), использования их как мерки, с которой сопоставляются особенности воспринимаемых предметов (например, соотношение по величине между тремя предметами: большой – маленький – самый маленький).
Речевое развитие.
Активный и пассивный словарный запас значительно увеличивается, обогащается словами обобщающего характера, глаголами, названиями предметов, их свойств и отношений. Ребенок постепенно овладевает способами словоизменения и словообразования. Начинается период активного словотворчества: ребенок придумывает различные формы от уже имеющихся у него в лексическом запасе слов. Совершенствуется звуковая сторона речи. Однако у многих детей еще имеется нарушение звукопроизношения (групп свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат). Ребенок активно начинает устанавливать и понимать элементарные причинноследственные, временные связи между предметами и явлениями. В нескольких предложениях он способен передать содержание собственных впечатлений от игры, прогулки и др. Рассказы из личного опыта свидетельствуют об осознании ребенком собственного опыта, наличии образов-представлений. Огромное значение приобретает познавательная функция речи: в общении со взрослым и сверстниками ребенок задает пытливые вопросы. Возникают различные виды словесной регуляции. В речи детей преобладают высказывания, в которых фиксируется содержание выполненного действия. Речь становится частью самого действия: ребенок действует и одновременно говорит, сообщает о содержании следующего действия (Сейчас поставлю чашку и т. д.). Эстетическое развитие. В изобразительной деятельности и конструировании дети переходят к намеренному изображению предметов, хотя способы их реализации еще несовершенны. Четвертый год жизни – время становления предметного рисунка, изобразительных движений, действий с воображаемыми объектами, в основе чего лежит способность к воображению. В рисовании возможности ребенка начинают определяться графическими образами – представлениями о том, как изображаемый предмет должен выглядеть на бумаге. Постепенно количество графических образов возрастает, расширяется диапазон изображаемых ребенком предметов. Воспитанники проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Они различают контрастное настроение музыки, узнают знакомые произведения, называют их. Различают звуки по высоте, тембры музыкальных инструментов. Дети хорошо подстраиваются к голосу взрослого, начинают петь протяжно.
ВОСПИТАННИКИ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
Физическое развитие.
На протяжении года масса тела увеличивается на 1,5–2,0 кг, рост – на 6–7 см. К пяти годам масса тела ребенка составляет примерно 19,0 кг, рост – 110 см, окружность грудной клетки – 54 см. Появляются различия в физиометрических показателях, обоснованные полом ребенка.
Физическая работоспособность детей пяти лет повышается и составляет у мальчиков примерно 135–194 кгм/мин, у девочек – около 128–152 кгм/мин. Дневная норма двигательной активности – 10 000–11 000 условных шагов. Продолжает развиваться мышечная система ребенка, опорно-двигательный и связочный аппарат. Уменьшается жировая прослойка на стопе, укрепляются мышцы, удерживающие подъем стопы. Мышечный корсет, фиксирующий позвоночный столб в прямом положении, еще довольно слаб, поэтому ребенок не должен находиться продолжительное время в статическом положении.
Социально-нравственное и личностное развитие.
Возраст пяти лет является важным периодом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка. Его можно назвать базовым возрастом, когда закладываются многие личностные аспекты, формируется я-позиция, личное сознание (самооценка). Ребенок начинает осознавать свое место в системе отношений со взрослыми, оценивать свои личностные качества: хороший, злой, добрый и т. п. Взаимоотношения ребенка с другими детьми основываются на более прочных взаимных привязанностях, характеризуются большей устойчивостью. Типично возникновение небольших групп детей (2–3 ребенка), испытывающих друг к другу симпатию и постоянно играющих вместе. В то же время дети становятся более критичными в оценке сверстников. Наряду с укреплением дружеских отношений между отдельными воспитанниками возникает привязанность к своей группе, складываются простейшие формы групповой солидарности. Формируется стремление быть полезным окружающим взрослым, дружелюбное отношение к сверстникам, умение играть и заниматься сообща.
Познавательное развитие.
Совершенствуются психические процессы воспитанников. Наиболее ярко развитие воспитанников характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания. Предпосылкой этого является обогащение познавательной практической деятельности, в процессе которой дети уже могут различать довольно сложные формы предметов, выделять с помощью зрения, слуха, осязания их отдельные элементы, устанавливать пространственно-временные отношения. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов путем измерения, сравнения путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т. п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период воспитанники осваивают представления об основных геометрических фигурах, цветах спектра, параметрах величины (длина, ширина, высота, толщина), пространстве, времени, особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.). Они воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию, однако могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок способен сосредоточиваться на выполнении определенной деятельности в течение 15–20 мин. При выполнении действий он может удерживать в памяти несложное условие. Произвольному управлению вниманием способствует рассуждение вслух, проговаривание выполняемого действия, обозначение словом выделяемых признаков предметов и явлений.
Речевое развитие.
Продолжает активно развиваться речь. Увеличивается запас слов, совершенствуются грамматическая сторона речи и связная речь. Свои мысли воспитанники выражают законченными предложениями, понятными для окружающих. С удовольствием пересказывают знакомые сказки, небольшие рассказы, составляют рассказы-описания, называя наиболее характерные признаки игрушки, одежды, животных и других изучаемых объектов. Развивается голосовой аппарат, речевой слух, фонематическое восприятие, речевое дыхание, что способствует формированию правильного звукопроизношения у детей.
Эстетическое развитие.
Усложнение содержания познавательной практической деятельности оказывает определенное влияние на развитие изобразительной деятельности воспитанников. Свои представления об окружающем мире дети стремятся передать в рисунке, лепке, аппликации. Пять лет – возраст наиболее активного рисования. Рисунки воспитанников могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Дети пытаются передать выразительные черты образов в рисунке, лепке, хотя замыслы могут оставаться неотчетливыми и неустойчивыми. К концу года воспитанники все чаще проявляют самостоятельные поиски приемов и способов изображения, лепки, вырезания.
ВОСПИТАННИКИ ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ
Физическое развитие.
На шестом году жизни в физическом развитии детей происходят значительные изменения. Масса тела ребенка увеличивается примерно на 200 г в месяц, рост – на 0,5 см. К шести годам рост детей достигает в среднем 116 см, масса тела – 21,5 кг, окружность грудной клетки – 56–57 см. Улучшаются физиометрические показатели. Жизненная емкость легких у мальчиков достигает примерно 1500–1800 см3 , сила правой кисти – 6,0–10,0 кг, сила левой кисти – 5,2–8,1 кг, становая сила (сила мышц спины) – 20–29 кг. У девочек эти показатели следующие: жизненная емкость легких около 1300–1800 см3 , сила правой кисти – 4,8–8,2 кг, становая сила (сила мышц спины) – 20–29 кг. Физическая работоспособность (PWC 170) у мальчиков шести лет колеблется от 154 до 192 кгм/мин, у девочек – от 136 до 172 кгм/мин. Двигательная активность составляет 11 000–14 000 шагов в сутки. Оптимальный двигательный режим улучшает сердечную деятельность, гемодинамику и в целом повышает работоспособность организма.
Социально-нравственное и личностное развитие.
У детей на шестом и седьмом годах жизни существенно повышается уровень произвольного управления своим поведением, что положительно отражается на всех сторонах их развития. Развивается волевая сфера ребенка: становится возможным ограничение своих желаний, постановка определенных целей, преодоление препятствий, стоящих на пути к их достижению, правильная оценка результатов собственных действий. Формируется соподчинение мотивов: отмечается преобладание обдуманных действий над импульсивными, появляется чувство долга по отношению к другим людям. Проявляются стремление управлять собой и своими поступками, умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам. Особенно важное значение имеет управление своим поведением для образования предпосылок учебной деятельности. Дети шестого года жизни понимают смысл задачи, поставленной взрослым (педагогическим работником, родителями и др.), самостоятельно выполняют указания, направленные на способ выполнения задания. Совершенствуется сюжетно-ролевая игра, в которой воспитанники отображают события общественной жизни, часто далеко выходящие за рамки их личного опыта. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых: одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Воспитанники уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Однако при распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия» (в игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» – зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся более разнообразными. В совместных играх формируется система взаимоотношений между детьми: их взаимные привязанности, симпатии и антипатии. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и содержанию, и интонационно взятой роли.
Познавательное развитие.
К шести годам у детей формируется довольно высокий уровень познавательной деятельности, происходит существенная перестройка всей умственной деятельности. Умение управлять своим поведением оказывает определенное влияние на развитие психических процессов: внимания, памяти, речи, мышления, воображения. Наблюдается переход от непроизвольных форм к произвольным. Внимание становится более устойчивым. Продолжают развиваться распределение, переключаемость внимания. Развитию произвольного внимания способствуют значимость материала, понимание важности сосредоточенности внимания для успехов в учебной и продуктивной деятельности. Продолжается формирование сенсорной культуры, развиваются сенсорные способности. Усвоена система общественно выработанных сенсорных эталонов и их сигнальное значение; сформированы ведущие рациональные способы обследования предметов (рассматривание, ощупывание, прислушивание, дегустация), пользуясь которыми ребенок способен обследовать любой новый объект; освоены доступные пониманию дошкольника временные и пространственные отношения, активно развиваются все виды художественного восприятия, социальная перцепция. Дети способны оценить не только свойства предметов, но и их разновидности. Они чувствуют характер, настроение произведений литературы, музыки и изобразительного искусства, различают их жанровые особенности, форму, выразительно-изобразительные средства (выразительность интонации, образные слова и выражения, темп, ритм, динамику, тембр, композицию, цвет, гармонию свойств). Существенные сдвиги происходят в умении ориентироваться в пространстве. Дети уверенно определяют направление в пространстве, взаимное расположение предметов в обозримых пространственных ситуациях, замечают изменения в оформлении и оборудовании помещений. Закрепляются представления о последовательности времен года, усваиваются представления о времени суток («вчера», «сегодня», «завтра»).
Речевое развитие.
На шестом году жизни богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Совершенствуется грамматический строй речи. Формированию чувства языка способствует звуковой анализ слова, моделирование состава слова. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Развивается связная речь. Их высказывания постепенно приобретают более последовательный характер. Воспитанники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Большинство детей шести лет правильно воспроизводит все звуки родного языка (шипящие, свистящие и сонорные), многие специфические звуки белорусского языка. В овладении белорусским языком становится возможным переход от понимания простых слов и предложений к воспроизведению их в активной речи. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни.
Эстетическое развитие.
У детей от 5 до 6 лет продолжает развиваться продуктивная деятельность. Рисунки воспитанников приобретают сюжетный характер. Достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Между рисунком и личностью ребенка, уровнем его умственной одаренности заметно явное соответствие. (Л. С. Выготский рассматривает рисунок ребенка как своеобразную речь, средство осмысления и выражения своих переживаний и знаний.) В рисунках, как и в постройках, дети воплощают свои замыслы, доводят их до конца. Конструктивная деятельность характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструирование может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.