СПЕЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ВОЗРАСТЕ ОТ ЧЕТЫРЁХ ДО ПЯТИ ЛЕТ
С ВАМИ РАБОТАЮТ:
Воспитатели дошкольного образования:
Мартинович Елена Трофимовна -
высшая квалификационная категория
Колосовская Жанна Сергеевна -
высшая квалификационная категория
Помощник воспитателя:
Крупская Анна Николаевна
Распорядок дня
в специальной группе для детей
с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 4 до 5 лет
Время |
Процессы жизнедеятельности |
07.30 - 08.40 |
Прием воспитанников. Индивидуальная деятельность воспитанников. Игры. Утренняя гимнастика. Гигиенические процедуры. |
08.40 - 09.00 |
Подготовка к завтраку. Завтрак. |
09.00 - 10.20 09.00 - 09.20 09.20 - 09.30 09.30 - 09.50 09.50 - 10.00 10.00 - 10.20 |
Специально организованная деятельность: первое занятие; перерыв, подготовка к следующему занятию; второе занятие; перерыв, подготовка к следующему занятию; третье занятие |
10.20 - 12.00 |
Подготовка к прогулке. Прогулка на свежем воздухе. Подвижные игры. Закаливающие мероприятия. |
12.00 - 12.50 |
Возвращение с прогулки. Гигиенические процедуры. Обед. Подготовка к дневному сну |
12.50 - 15.00 |
Дневной сон. |
15.00 - 15.25 |
Постепенный подъем. Закаливающие мероприятия. Гигиенические процедуры. Самостоятельная двигательная деятельность. |
15.25 - 16.10 |
Игры, занятия, самостоятельная деятельность, активный отдых. |
16.10 - 16.30 |
Подготовка к полднику. Полдник. |
16.30 - 17.30 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. |
17.30 - 18.00 |
Индивидуальная деятельность воспитанников. Работа с родителями. Игры. Уход домой. |
Специально организованная деятельность в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от четырёх до пяти лет
День недели |
Образовательная область |
Время |
Понедельник
|
Ребенок и общество |
09.00-09.20 |
Музыкальное искусство |
15.25-15.45 |
|
Вторник |
Изобразительное искусство (рисование) (1 подгруппа) |
09.00-09.20 |
Развитие речи (2подгруппа) |
09.30-09.50 |
|
Физическая культура |
15.25-15.45 |
|
Среда
|
Ребенок и природа (1 подгруппа) |
09.00-09.20 |
Элементарные математические представления (2подгруппа) |
09.30-09.50
|
|
Четверг
|
Изобразительное искусство (лепка/аппликация/ конструирование/дизайн) (1подгруппа) |
09.00-09.20 |
Развитие речи (2подгруппа) |
09.30-09.50 |
|
Физическая культура |
15.25-15.45 |
|
Пятница |
Ребенок и общество |
09.00-09.20 |
Физическая культура |
11.35-11.55 |
Физическое развитие. На протяжении года масса тела увеличивается на 1,5–2,0 кг, рост – на 6–7 см. К пяти годам масса тела ребенка составляет примерно 19,0 кг, рост – 110 см, окружность грудной клетки – 54 см. Появляются различия в физиометрических показателях, обоснованные полом ребенка.
Физическая работоспособность детей пяти лет повышается и составляет у мальчиков примерно 135–194 кгм/мин, у девочек – около 128–152 кгм/мин. Дневная норма двигательной активности – 10 000–11 000 условных шагов. Продолжает развиваться мышечная система ребенка, опорно-двигательный и связочный аппарат. Уменьшается жировая прослойка на стопе, укрепляются мышцы, удерживающие подъем стопы. Мышечный корсет, фиксирующий позвоночный столб в прямом положении, еще довольно слаб, поэтому ребенок не должен находиться продолжительное время в статическом положении.
Социально-нравственное и личностное развитие. Возраст пяти лет является важным периодом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка. Его можно назвать базовым возрастом, когда закладываются многие личностные аспекты, формируется я-позиция, личное сознание (самооценка). Ребенок начинает осознавать свое место в системе отношений со взрослыми, оценивать свои личностные качества: хороший, злой, добрый и т. п. Взаимоотношения ребенка с другими детьми основываются на более прочных взаимных привязанностях, характеризуются большей устойчивостью. Типично возникновение небольших групп детей (2–3 ребенка), испытывающих друг к другу симпатию и постоянно играющих вместе. В то же время дети становятся более критичными в оценке сверстников. Наряду с укреплением дружеских отношений между отдельными воспитанниками возникает привязанность к своей группе, складываются простейшие формы групповой солидарности. Формируется стремление быть полезным окружающим взрослым, дружелюбное отношение к сверстникам, умение играть и заниматься сообща.
Познавательное развитие. Совершенствуются психические процессы воспитанников. Наиболее ярко развитие воспитанников характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания. Предпосылкой этого является обогащение познавательной практической деятельности, в процессе которой дети уже могут различать довольно сложные формы предметов, выделять с помощью зрения, слуха, осязания их отдельные элементы, устанавливать пространственно-временные отношения. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов путем измерения, сравнения путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т. п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период воспитанники осваивают представления об основных геометрических фигурах, цветах спектра, параметрах величины (длина, ширина, высота, толщина), пространстве, времени, особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.). Они воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию, однако могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок способен сосредоточиваться на выполнении определенной деятельности в течение 15–20 мин. При выполнении действий он может удерживать в памяти несложное условие. Произвольному управлению вниманием способствует рассуждение вслух, проговаривание выполняемого действия, обозначение словом выделяемых признаков предметов и явлений.
Речевое развитие. Продолжает активно развиваться речь. Увеличивается запас слов, совершенствуются грамматическая сторона речи и связная речь. Свои мысли воспитанники выражают законченными предложениями, понятными для окружающих. С удовольствием пересказывают знакомые сказки, небольшие рассказы, составляют рассказы-описания, называя наиболее характерные признаки игрушки, одежды, животных и других изучаемых объектов. Развивается голосовой аппарат, речевой слух, фонематическое восприятие, речевое дыхание, что способствует формированию правильного звукопроизношения у детей.
Эстетическое развитие. Усложнение содержания познавательной практической деятельности оказывает определенное влияние на развитие изобразительной деятельности воспитанников. Свои представления об окружающем мире дети стремятся передать в рисунке, лепке, аппликации. Пять лет – возраст наиболее активного рисования. Рисунки воспитанников могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Дети пытаются передать выразительные черты образов в рисунке, лепке, хотя замыслы могут оставаться неотчетливыми и неустойчивыми. К концу года воспитанники все чаще проявляют самостоятельные поиски приемов и способов изображения, лепки, вырезания.